Историческая ценность фарфоровой куклы!
Здравствуйте, я - фарфоровая кукла. Поглядите, до чего я красива. Личико безупречных очертаний, кожа полупрозрачная, матовая, волосы роскошные, пышные. Огромные лучистые глаза как настоящие смотрятся. На мне нарядное, изящное платье. Все вокруг восхищаются мною. Потому, что я очень красивая кукла. И почти не играют. Только любуются. Потому, что я очень дорогая кукла.
Кукольная история.
Мои старшие сестры появились очень давно, тогда же, когда появились и вы, люди. Древнейшей кукле, найденной неподалеку от Брно, 35 тысяч лет. Она сделана, нет, не из фарфора, его тогда не знали, а из мамонтовой кости. Ручки - ножки ее были подвижными. То есть, это не просто статуэтка, а настоящая кукла. Но, возможно, и она не самая древняя, наверняка до нее были и другие, просто они не дожили до нашего времени. Но уж точно это была эксклюзивная кукла ручной работы. Первые куклы помогали шаманам и жрецам выполнять священные обряды, "Шагали" в торжественных шествиях в древнем Египте и античном Риме, изображая богов. В первых кукол верили, возносили нам молитвы, приносили жертвы и просили заступничества. И мы людям помогали. Мы играли и в театрах. Подвешенные на ниточках куклы изображали деву Марию (Марион) с младенцем и апостолами, поэтому нас прозвали марионетками. А потом мы светскими делами занялись. Франция, как известно, еще в семнадцатом веке стала законодателем моды. И чтобы побыстрее довести до широких дворянских масс ее веяния, предприимчивые французы стали рассылать по всему миру прелестные фарфоровые куколки, разодетые как королевские фаворитки. К каждой кукле прилагалось множество платьев, аксессуаров и даже косметики. Позднее некоторые из нас стали работать манекенами, а многим повезло еще больше, они стали прототипами роботов - андроидов. Самого известного андроида создал в ХVIII веке Жак вокансон, его красивая кукла, размером с человека умела играть на флейте 12 мелодий. Она действительно играла, то есть продувала через флейту воздух, умело перебирала по отверстиям пальцами и модулировала движение воздуха губами. На нее ходили полюбоваться Вольтер, братья Гримм, герцог ришелье. А с XIX века нами завладели дети. Одна за другой стали открываться фабрики игрушек, и основной их продукцией стали куклы. Чтобы мы были исключительно красивыми куклами, в нашем создании участвовали выдающиеся художники - Рерих, Бенуа, Поленова, малявин. Популярность наша была столь велика, что куклы попали и на страницы книг, и на экраны кино и телевизоров. Это одной из нас пела колыбельную Шурочка Азарова: "спи моя Светлана …", это глядя на идеальное фарфоровое лицо куклы и чудесные голубые волосы пел серенады влюбленный Пьеро, это с ожившей куклой играл наследник тутти. Но вот для фарфоровых кукол не лучшие времена настали. Во-первых, резкое снижение платежеспособности населения, во-вторых - засилье всевозможных "Барби". Но мы в свою страну верим. Ведь по куклам мы давно благополучный Запад обогнали. Наши куклы более психологичны, одухотворены, лучше отражают душу народа. А что может быть прекраснее русской души?
Как изготовить фарфоровую куклу.
Вам только кажется, что мы просто фарфоровые безделушки со стеклянными глазами. На самом деле мы живем. Но только немногим людям дано это увидеть. И не всякой фарфоровой кукле удается ожить. Технология кукол сложна, но технология - это еще далеко не все. Чтобы мы нужно маленькое волшебство ожили. Давайте попробуем проследить, как делают кукол из фарфора. Все начинается с идеи, с замысла художника. Затем чуткие руки тщательно серую массу скульптурного пластилина разминают. Серую - чтобы не отвлекаться на цвет, чтобы как можно точнее создать форму нашего прекрасного кукольного лица. Постепенно проявляются пухлые щечки, вздернутый носик, распахнутые глазки. На личике куклы не должно быть ни малейшего изъяна, поэтому художник тщательно зачищает все ненужные выступы, впадинки. Затем нас заливают жидким гипсом. Гипс тоже особый, художественный, тщательно приготовленный, а не грубый алебастр со стройки. Когда гипс застывает, из него извлекают пластилин, он больше не нужен, мы уже запечатлены в гипсе. Но это только форма, а еще не мы. А чтобы появились мы, в форму заливают фарфоровый шликер - сметанообразную массу из разведенной белой глины - каолина. Гипс жадно впитывает воду из шликера и фарфоровая масса застывает. Это уже почти мы. Нас извлекают из формы и, немного поколдовав, отправляют на обжиг. Ох, и жарко же там, в печи. Но только огненный жар делает нас звонкими, прочными и даже полупрозрачными - наша "Кожа" как бы светится изнутри. Думаете, все? Нет, чтобы изготовить куклу из фарфора художник еще долго возится с нами. Вставляет глазки, лепит реснички, собирает туловище, делает роскошную прическу и даже макияж. Теперь нас можно и приодеть. Поскольку, как я уже говорила, мы очень дорогие, в нашей одежде нет мелочей. Трусики, лифчики, панталончики, чулочки - все как у людей. Платья роскошные, из атласа, бархата, парчи. И украшают нас не только кружевами и лентами, перьями и бисером, но, иногда, и самыми настоящими драгоценными камнями. Не забывают и о других предметах дамской роскоши - сумочках, шляпках, туфельках, веерах, зонтиках. Я рассказала все? Вроде бы, да, вот только я ни разу не смогла увидеть, где, на какой стадии художник становится богом, вдыхает в куклу жизнь. Вот, казалось бы, только что это был кусок фарфора и какие-то, пусть и красивые, лоскутки материи, но через мгновение кукла оживает. И будет жить долго, и грядущие археологи будут судить о вас, людях по вашим куклам.
Куклы - истории.
А, в самом деле, что оставим истории мы? В наши дни производство кукол достигло невероятного размаха. Мир кукол огромен. Задумывались ли вы, что кукол на земном шаре гораздо больше, чем людей? А количество всегда новое качество порождает. И в середине ХХ века кукла авторской стала. Это кукольная элита. Каждая такая кукла индивидуальный неповторимый характер имеет. Теперь мы, куклы, поражаем людей жизненностью, отточенностью форм. Изготовление кукол из ремесла превратилось в высокое искусство. В нас слились психологизм скульптур великих мастеров, эстетичность нарядов великих кутюрье, утонченная завершенность работ великих ювелиров. Мы отличаемся неповторимо реалистичным выражением лица и способностью вызывать особую нежность, глубокое чувство привязанности и заботы. Положительные эмоции захлестывают тех, кто даже просто смотрит на нас. Среди материалов, применяемых для изготовления кукол, превыше всего ценится именно фарфор. И хотя он трудоемок в изготовлении и требует от художника высокого мастерства, зато дает ощущение живого света и тепла. У каждой из нас свое лицо, но особую ценность мы приобретаем, когда становимся похожими на исторических и не очень исторических, но конкретных личностей. Тогда мы, портретные куклы, уподобляемся восковым скульптурам из музея мадам тюссо. Но воск - материал недолговечный, а фарфор, из которого изготовлены мы, переживет тысячелетия. Кого только нет среди нас! Фарфоровые фараоны, императрицы и президенты, герои сказок, книг и фильмов. По фарфоровым куклам можно судить, как одевались люди в старину, как выглядят жители дальних стран, а то и вовсе жители еще не открытых планет. Из-за этого мы лакомым объектом для коллекционеров стали. Сегодня мир кукольным бумом охвачен. Например, в соединенных штатах количество коллекционеров фарфоровых кукол превысило количество филателистов. Куклы для коллекций выпускают ограниченным тиражом, каждая из них требует сотен часов кропотливой ручной работы художника. Коллекционные фарфоровые куклы ручной работы - настоящий антиквариат. Оттого и стоят такие элитные куклы безумно дорого. От 500 до 40 долларов. Достаточно заглянуть на аукцион Ebay, чтобы убедиться в этом! Куклы, изготовленные украинскими мастерами, стоят столько же, но … в гривнах. А вот Брюс Уиллис подарил своей очаровательной супруге куклу стоимостью 55000 долларов! Ну, звезды могут это себе позволить. Дорогие куклы для звезд - талисман! Так что такуя цена - не предел. Мы больше стоим!
Смотрите, смотрите же, какая я красивая. У меня личико безупречной формы, кожа матовая, полупрозрачная, волосы пышные, роскошные. Мои огромные блестящие глаза почти как настоящие выглядят. На мне чудесное дорогое платье. Все вокруг восхищаются мною. Одна беда - не играют. Только любуются.