Национальный татарский мужской костюм. Татарский костюм
- Национальный татарский мужской костюм. Татарский костюм
- Современная татарская одежда. «Теплой одежды у татарок мало»
- Национальный костюм евреев. Еврейский костюм в древности
- Татарский национальный костюм детский. Татарский национальный костюм: основные элементы и их значения
- Татарский национальный костюм выкройка. Ткань и орнаменты
- Как сшить татарский костюм. Зачем мусульмане носят тюбетейки и как их делают? Мастер-класс
Национальный татарский мужской костюм. Татарский костюм
Уйгуры и татары в национальных костюмах.Почтовая марка Казахстана, 2007 г. Казанские татары в национальных костюмах. 1862 г.Татарский национальный костюм — традиционная одежда татар. Татарский костюм — собирательное понятие. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар . На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам .
В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита . Основу костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет , чекмень и казакин . В качестве верхней одежды часто надевался халат . Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили её, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.
Среди мужских головных уборов особое место заняла тюбетейка .
Часть национальной интеллигенции в конце XIX — начале XX веков, следуя тогдашней моде подражания турецким традициям, начала надевать фески . Основным головным убором у женщин был калфак . Среди мусульманского духовенства у татар также было распространено ношение чалмы .
Современная татарская одежда. «Теплой одежды у татарок мало»
Верхняя женская татарская одежда и по крою и названию была подобна мужской. Различия могли быть лишь в декорировании, когда в женском варианте могли присутствовать такие элементы, как мех, вышивка и декоративные строчки, нашивка позументными лентами и пр. Скорее всего, это связано с более ранним компонентом формирования одежды татар. Так, еще Джовани дель Плано Карпини, описывая свое путешествие к монголам, писал: «Мужчин от женщин очень трудно отличить вследствие того, что одеваются они совершенно одинаково: все носят халаты, подбитые мехом, и высокие шапки из холста или из шелка, расширяющиеся кверху».
Относительно теплой одежды А.А. Сухарев в своем труде «Казанские татары (Казанский уезд)» коснулся этой темы, подметив, что «теплой одежды у них мало (имея в виду женщин), носят больше безрукавки. Если теплая одежда и шьется для путешествия, то только на шерсти, это находят практичнее (ваты), так как ее всегда можно употребить в дело».
Что касается в целом верхней одежды, то в середине XIX века у женщин широко был распространен чикм ә н. Шился из однотонного сукна, с подкладкой до пояса, глухим воротником и застежками на крючках. Ткань оставалась естественного белого или серого цвета, либо окрашивалась в коричневый (С.В. Суслова). В середине XIX века подобный тип демисезонной одежды бытовал практически на всей территории проживания татар. Но к началу ХХ века выходит из бытования и заменяется на бешмет , чаще утепленный ватой (как более дешевым материалом).
Шился бешмет из шелковых или хлопчатобумажных фабричных тканей. Причем, как было отмечено Н.И. Воробьевым, «у бедных татарок бешмет часто является единственной зимней одеждой, а у богатых он служит легкой зимней и осенней одеждой». К тому же материал для пошива был разнообразным — «как хлопчатобумажный, так и шерстяной. От нанки до бархата и плюша. Все тяжелые материи идут на шитье этих костюмов. Цвета более однотонные, чаще всего встречаются различные оттенки голубого, зеленого, желтого, бордового, реже встречаются темные тона, а черный лишь в исключительных случаях».
К началу ХХ века женщин старшего поколения носили камчат б үрек поверх платка, причем не только в зимний или осенний период холодов. Остальные, помимо волосников (нижние головные уборы), использовали покрывала и платки из фабричных тканей, также бытовали шапки на твердой основе без меха.
Национальный костюм евреев. Еврейский костюм в древности
В одежде древних евреев много заимствований из одеяний других народов. Это обусловлено историческими событиями.
Древний еврейский костюм напоминал одежду арабских кочевых племен.
Переселившись в долину Иордана, евреи сохранили прежнюю простоту в одежде. И хотя первый царь Израиля — Саул не любил роскоши, именно после возникновения собственного государства одежда израильтян стала богаче и разнообразней.
Иллюстрация. На мужчине: верхняя одежда - ефод, рубаха с широкими рукавами. На женщине: широкое нижнее платье и верхняя распашная одежда.
На это повлияла богатая добыча, которую воины Саула захватывали в войнах. После убийства Саула царем стал Давид. В этот период под влиянием финикийцев одежда израильтян стала еще наряднее, появилось множество украшений. Царь Соломон, правивший после Давида, окружил себя баснословной восточной роскошью. Наступило время расцвета Израиля. Одежды знатных иудеев в это время становятся особенно богатыми. Восстания и междоусобицы раскололи царство на две части. Сперва в Иудее водворились ассирийцы, а позднее, в 788 году до н.э. — вавилоняне. В костюмах евреев появились характерные черты ассирийских одежд, а во время «вавилонского пленения» они почти не отличаются от вавилонских. Позже он еще раз изменился под влиянием римских и греческих одеяний.
Иллюстрация: Древние иудеи (первосвященник, левиты)
Иллюстрация. Знатные иудеи
Мужской костюм
Одежда знатных мужчин состояла из нижней шерстяной и верхней полотняной рубашки. Рукава могли быть длинные или короткие.
Обязательный элемент мужского еврейского костюма — пояс. Богатые роскошные пояса делали из шерстяной или льняной ткани, расшивали их золотом, украшали драгоценными камнями, золотыми пряжками. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса.
Верхняя одежда зажиточных иудеев была двух типов. После возвращения из вавилонского плена стали носить верхнюю одежду с рукавами, длиной до колен, которая распахивалась спереди. Отделка этих кафтанов отличалась роскошью. В холодное время года пользовались популярностью кафтаны, в основном ярко-красного цвета, отороченные мехом.
На талии верхняя одежда украшалась богатой пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти — «цисес».
Существовала также и широкая одежда без рукавов — нарамник. Она могла быть одиночной и двойной. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались так, чтобы шов оказывался только на плечах, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным одеянием священников и назывался ефодом.
Татарский национальный костюм детский. Татарский национальный костюм: основные элементы и их значения
У каждого народа имеются традиции и обычаи, которые выражаются в элементах культуры и быта, одежде, еде. Узнать о том, как формировался и зарождался тот или иной этнос, позволяет одежда. Национальный костюм у татар является элементом, по которому можно восстановить богатую историю этого народа, узнать секреты иерархии в семье и обществе. Любой национальный наряд выражает уникальность, указывает на то, что является для людей первостепенной ценностью. 18 век – время появления татарского костюма.
история формирования национальной одежды татар
как и большинство элементов одежды, татарский национальный костюм возник под влиянием особенностей жизни народа. нужно помнить, что в этом случае дизайн учитывает особенности нескольких групп народностей. основное влияние на визуальный облик и рисунок оказала поволжская ветвь. отражение в костюмах получили религия и традиции - верховая езда, танцы, уважение к старшим, постоянное перемещение по территории (кочевничество). национальная обувь и одежда созданы с тем учетом, чтобы в них было комфортно в любую погоду: летом не должно быть жарко, а осенью и зимой – холодно. крымско-татарский костюм, как и любой другой вариант, создавался для удобства длительной верховой езды, поэтому для пошива вещи использовался мех, кожа, верблюжий или бараний войлок, а также сукно. современный образ жизни указывает на то, что внешность должна быть красивой, одежда – стильной, чтобы общество смогло оценить умение человека следовать моде. традициям и культуре отводится все меньше места, поэтому, как татарин, так и татарка чаще используют народный, типичный для старшего поколения костюм только на праздниках или в качестве сценического наряда на выступлениях.Татарский национальный костюм выкройка. Ткань и орнаменты
В изготовлении наряда использовалась разная ткань, это зависело от его назначения. Одежда для ежедневного использования изготавливалась из хб-полотна или сукна ручного производства. В качестве подкладки брали овчину или обыкновенную вату. Праздничные камзолы и сорочки изготавливались из шёлковой нити, парчи и шерстяного материала. Дополнялись они роскошной вышивкой и тесьмой. Меховые вставки представлены соболем, песцом или лисицей.
Декоративные швы, характерные для татарской ткани:
- Вразброс — толстые разноцветные нити формируют орнамент из полосок. Используются в изготовлении шарфов и поясов.
- Кипрская ткань — волокна накладываются на нити основы, полностью закрывая их. Характерный почерк такого стиля — ступенчатые зазоры.
- Досочный — нити повторяются на изнаночной и лицевой стороне. Такое шитьё напоминает оригинальную вышивку.
Ключевое место в вышивке играет растительный орнамент. Это собирательный образ, в котором реализуются несуществующие в мире формы, цветы, листья и плоды. В узорах преобладает асимметрия, хотя она не нарушает естественности и равновесия. На характер растительных орнаментов повлияли традиции народов Передней и Малой Азии. Условно эти узоры делят на три категории:
- Степной — мак, гвоздика, тюльпаны, незабудки.
- Луговой — колокольчики, васильки, ромашки, шиповник.
- Садовый — хризантемы, георгины, астры, пионы, розы, нарциссы, ирисы.
Также в нарядах встречаются орнаменты в виде виноградной лозы и колосков, ягод, листьев пальм. Для татарской вышивки характерна полихромность — когда один и то же мотив выполняется разными цветами. Геометрическим узорам отводится второстепенная роль. Прежде всего, это меандры, волны, сердечки. Старинные татарские наряды иногда украшались арабской вязью.
Национальный костюм — это прекрасное наследие, которым гордится татарский народ. Народная одежда представляет не только эстетическую ценность, но и культурную: наряд может многое рассказать об обычаях и истории татар. Хотя он претерпел много изменений, его суть осталась неизменной — изящество, удобство и достоинство.
Как сшить татарский костюм. Зачем мусульмане носят тюбетейки и как их делают? Мастер-класс
Тюбетейка встречается в национальных костюмах многих народов, но называют ее по-разному. Мы приняли участие в изготовлении татарской тюбетейки, но не традиционной, а современной. Мастер-класс показала дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Наша героиня старается всячески популяризировать татарское национальное искусство и в своих изделиях: на галстуки, броши, шапочки и одежду она обязательно наносит традиционный татарский орнамент или триколор.
Несколько веков назад головной убор указывал на статус человека, кроме того по нему можно было определить этническую принадлежность владельца. Сегодня мы постараемся сделать своими руками татарскую тюбетейку. Мы в гостях у дизайнера этнических аксессуаров Светланы Габбасовой.
Этническими аксессуарами Светлана занимается три года. Она шьет женскую одежду, мужские галстуки-бабочки, разрабатывает дизайн значков, но большую часть времени мастерит тюбетейки.
В коллекции нашей героини мы обнаружили множество женских татарских шапочек различных размеров и форм.
Светлана показала нам современную версию колфака, которая отличается от традиционного своим миниатюрным размером.
Такой формы калфаки, носили молодые девушки, есть и другие тюбетейки, более мягкие, их носят женщины постарше.
Кроме традиционных, в коллекции дизайнера были яркие калфаки, которые являются частью татарского праздничного костюма, а также множество маленьких интересных тюбетеек.
Свой бренд Светлана назвала "Габбас коллекшн". Девушка уже успела продемонстрировать свою первую коллекцию одежды и аксессуаров на ежегодном Всемирном Форуме татарской молодежи.
Калфак своими руками
Итак, мы приступили к мастер-классу по изготовлению татарской тюбетейки. Чтобы ускорить процесс, наша героиня подготовила выкроенные детали, которые необходимо было сшить между собой.
Мы пришили атлас к фетру и создали основу для нашей будущей тюбетейки.
Кстати, название - Тюбетейка произошло от тюрского слова "тюбе", что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые ее происхождение связывают с подшлемниками древних воинов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновение металического шлема с головой. В наши дни тюбетейка играет большую роль в культуре многих мусульманских народов
Рукоделием Светлана увлекалась с детства, она умела шить, вязать, вышивать. Но когда стал вопрос о том, какое образование получать, девушка выбрала профессию далекую от творчества. Она пошла учиться на эколога.
И все-таки, швы наша героиня предпочла делать не на людях, а на материале и стала дизайнером. Ее хобби стало для нее любимой работой. Тем временем, мы со Светланой подготовили основу для шапочки и приступили к пошиву верхушки. Она также состояла из фетра и атласа.
Когда верхушка тюбетейки была готова, Светлана объединила ее с основой потайным швом. Так как этот шов требовал опытной руки, мне оставалось только наблюдать за работой мастерицы.
Мы приступили к самой приятной части мастер-класса – украшению тюбетейки кружевом и стразами.
Закрепив булавками кружево по центру шапочки, чтобы не съезжало, мы аккуратными стежками пришили его к тюбетейке.
Классические татарские шапочки заказывают прямиком из Казани. Но современным девушкам хочется, чтобы аксессуар был не только этническим, но и модным. Поэтому Светлана запустила свою линию тюбетеек, которая, кстати говоря, достаточно бюджетна.
Мне понравился крупный жемчужный биссер и белые стразы. Ими мы и украсили ажур на тюбетейке По мере того, как мы нашивали на шапочку бусины и стразы, она преображалась и приобретала нарядный вид.
После мероприятия, где впервые были продемонстрированы изделия Габбасовой, сработал эффект сарафанного радио. И ей стали поступать заказы. Позднее появились группы и паблики в социальных сетях, где можно увидеть фото и заказать понравившийся аксессуар.
За приятной беседой с нашей героиней, мы приступили к финальной стадии мастер-класса.
Светлана человек искренне любящий родную культуру. У нее в планах развивать свой бренд и всячески популяризировать татарское этническое искусство. Недавно Габбасова выпустила коллекцию брошек с татарским орнаментом.
Через несколько минут подкладка была пришита и оставалась одна маленькая, но очень важная для дизайнера деталь.
Теперь я смело могу отправляться в Казань и возможно сойду там за свою. Напомню, что мастерить татарскую женскую тюбетейку нас сегодня научила дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Это была программа Мастер-класс и я ее ведущая Мадина Амагова. До встречи!