Человек в действительности свободен, но он этого не сознает.
Бардо тхёдол. Тибетская книга мертвых.
Когда мы смотрим фильм или слушаем очередную увлекательную историю от подруги или друга, то неосознанно примеряем сказанное на себя. Мы ставим себя на место главного действующего лица, представляем, как думали и чувствовали бы, оказавшись в подобной ситуации. Это стандартный механизм ассоциации.
Таким образом, если использовать язык Роберто ассаджиоли, мы участвуем в процессе отождествления с объектом истории или фильма. В то же время мы разотождествляется на время с самими собой, чтобы лучше понять услышанную историю про кого-то, вникнуть в ее смысл.
Таким образом мы словно проживаем несколько жизней, оказываясь в нескольких местах одновременно: здесь и сейчас и в некоем виртуальном мире рассказчика. Причем главным для нас является именно последний.
Ассоциация нам способом понимания мира служит. Заняв чью-то позицию, вжившись в нее, мы начинаем лучше понимать человека, мотивы его поступков и способ восприятия реальности. Установление эмоционального контакта или раппорта гораздо быстрее и легче происходит посредством ассоциации с вашим собеседником.
Ассоциация является врожденным инструментом, помогающим моделировать и обучаться различным навыкам. Именно таким образом мы научились говорить, двигаться, ходить, улыбаться. Мы смоделировали это с наших родителей, когда пытались им подражать, внимательно смотря и слушая, как они это делают.
Ассоциация помогает вспоминать информацию, которую мы думали, что давным-давно забыли. Доказательство тому - феномены, когда человек в процессе гипноза может вспомнить номер машины, который видел только мельком. В основе этого - навыки подробной детальной ассоциации с некоторым событием из прошлого.
Кажется, что описанный выше инструмент отождествления является незаменимым и жизненно важным. С одной стороны так и есть. Но с другой - данный инструмент может стать для нас ограничением. Еще Милтон эриксон говорил, что одни и те же инструменты позволяют нам как радоваться жизни, так и быть глубоко несчастными. Ассоциация - как раз именно такой пример.
Мы ассоциируем себя с тем, что воспринимаем, причем, чем дольше длится процесс восприятия, тем прочнее данная ассоциация. Многие отождествляют себя со своим телом, прической, макияжем, машиной, одеждой, забывая о других аспектах жизни. Некоторые ассоциируют себя с какой-то социальной ролью: начальник, подчиненный, родитель, неудачник и т. п. а бывает, что некто отождествился со своей неуверенной или агрессивной частью и не представляет, что есть другие способы восприятия себя в мире.
Таким образом, можно сказать, что существует масса ловушек сознания, которые отвлекают человека от процесса реальности посредством все того же механизма ассоциации. В результате большую часть времени человек живет не "Здесь и Теперь", а "там и тогда". В этом случае все труднее проявлять гибкость и осознавать, что наш текущий способ восприятия реальности является лишь одним из множества возможных вариантов. Доходит даже до того, что человеку сложно надеть новую одежду или как-то поменять имидж, потому что он не может разотождествиться с тем, что ему привычно.
В психотерапии механизм ассоциации активно используется для того, чтобы, наоборот, вернуть человека к реальности. Один из примеров - отождествление себя с препятствием или внутренним сопротивлением изменениям. Прием позволяет клиенту посмотреть на проблему изнутри причины ее появления. Разотождествление со своим текущим нежеланным состоянием и отождествление с причиной проблемы нередко помогает увидеть решение.
Другой пример - это ассоциация с желаемым состоянием или необходимым ресурсом. По своей сути это тот же уход о реальности, только искусственный. Клиент отстраняется от проблемного состояния и подключает свой творческий потенциал для создания желаемого результата. В этот момент он находится в некоторой другой, "Терапевтической" реальности. Важно, чтобы терапевт смог обеспечить клиенту плавный возврат из такой искусственной реальности в настоящую. Иначе говоря, сделать так, чтобы клиенту хотелось возвращаться в "Здесь и Теперь" в конце сеанса и продолжать в нем находиться далее.
Подводя итог сказанному, хочется добавить, что жизнь часто намеренно устраивает нам всевозможные испытания, чтобы мы отошли от наших привычных отождествлений. Такой опыт повышает нашу гибкость, осознанность и расширяет восприятие окружающего мира, который неизмеримо шире, богаче и поразительнее, чем мы это можем вообразить. Любые ассоциации искусственны, и с ними можно разотождествиться при необходимости. Более того, это даже нужно делать периодически, чтобы обрести высокую осознанность, мудрость и незамутненное ложными представлениями восприятие действительности.
В завершение статьи - притча про развитие осознанности.
Как-то в Индии жил один мудрец, и он очень сильно поклонялся богу. На самом деле его преданность и Вера в бога была настолько сильна, что невидя вокруг себя более преданного богу человека, он решил что сейчас нет никого в мире, кто бы мог любить бога сильнее него.
Естественно бог услышал откровения сердца этого человека и решил дать ему небольшой урок он сказал: "сходи в город на берегу Ганга, там живет один преданный мне человек. Таким образом, если ты немного поживешь у него, это принесет тебе пользу.
Естественно наш мудрец недолго думая пошел в этот город, и встретил в указанном месте обычного крестьянина, который конечно с радостью приютил у себя известного мудреца. День крестьянина был совсем незамысловат, он вставал рано утром, произносил имя бога всего один раз, затем брал плуг и шел работать на поле.
Так крестьянин работал целый день с раннего утра, и до позднего вечера. А перед сном этот крестьянин также один раз произносил имя своего бога и благодарил за прожитый день. Конечно же мудрец возмутился "как может этот обычный крестьянин быть преданным богу. Ведь он занят целый день обычными бытовыми проблемами и у него совсем не остается времени".
На это заявление бог сказал мудрецу взять большую чашу, и наполнить ее до краев молоком, а затем пройтись с ней по всему городу, а затем вернуться назад, не пролив при этом не одной капли молока. Конечно же мудрец и это задание сделал.
Но после этого бог спросил "Сколько раз ты Вспоминал обо мне, Пока шел по Городу с Чашей". Конечно же мудрец признался что ни разу, ведь он всю дорогу он очень внимательно следил за тем, что бы не пролить ни капли молока. На что бог ему ответил "эта Чаша Настолько Захватила Твое Внимание, что ты Совсем Забыл про Меня".
А теперь вспомни этого крестьянина, который несмотря на то что работает с утра до самого вечера в поле пытаясь прокормить свою семью, вспоминает меня два раза в день. На что мудрец естественно сделал только ему известные мудрые выводы, и после этого конечно его Вера стала более осознанной и перешла на новый уровень.