В фильме "Субстанция" (реж.
Корали фаржеа меня поразила намеренно расширенная экспозиция. Режиссер растягивает осознание, понимание героини, прекрасно сыгранной/, простите за Пафос, прожитой Деми Мур, что она, незаметно для себя самой, сброшена со счетов. Мир подтянутой молодости всегда победит любую, пусть и хорошо сохранившуюся опытность внешним превосходством.
Мне бы хотелось вырезать начало фильма, первые тридцать минут и пересмотреть их через какое-то время.
В этой завязке пульсирует вся болевая точка фильма, тот спусковой крючок, вглядывание в зеркало, долгое, пристальное, с пристрастием к каждой морщинке, с дознанием каждой опущенности взамен былой упругости.
Принятие или не принятие себя, обман или доверие течению времени, сговор с дьяволом, с потусторонним, с субстанцией, назовите, как угодно.
Дальше события развиваются по как бы известной схеме: героиня создает свою субстанцию, которая моложе и, кажется, глупее и красивее. Это как бы эскиз той молодости, которая была, и, конечно, этот эскиз, наверняка, далек от идеала прошлого, но молодость нивелирует все погрешности изменений и измерений.
Потом произойдет сбой, перетягивание каната одной на двоих жизни, усекновение у друг друга красоты, жизни. Потом всё дойдет до абсурда, который для меня, человека из профессии, где каждый день нужно предъявлять публике свое улыбающееся лицо, кажется наиболее логичным: когда две героини - заданная изначально и субстанция слипаются в нечто третье - гомункул, чудовище, представшее перед публикой новогоднего шоу и залившее своей кровью всех зрителей, которые как прожорливые животные хотят всё новых и новых жертв/красот/улыбок от "Священных Чудовищ".
Я вновь к теме зеркала и отражения возвращаюсь. В середине фильма героиня Деми Мур собирается на свидание с встреченным ранее, постаревшим одноклассником, который на ее звонок с предложением о встрече, отвечает сначала неверящим в сказанное молчанием, а потом - взрывом радости.
Кажется, что свидание состоится. Героиня деми Мур ослепительна хороша в красном футлярном платье. Она делает последние правки макияжа, уточняет помаду, но вновь и вновь вглядываясь в зеркало, перечеркивает уже написанное на своем лице, и вновь перекладывает грим, ворошит прическу, ищет и снова стирает. В изнеможении она останется дома, все усилия примолодится и начать всё как бы заново разбиваются об общую неготовность души/тела взбираться на эту гору, гору новой жизни после очередного крушения.
В одном из недавно просмотренных спектаклей, я почувствовал тенденцию режиссёра создать подобную субстанцию себя прежнего на сцене. При всей орнанизованности и как бы слаженности увиденного, меня посещали странные ощущения, что эта связь - режиссёра и созданного совместно с актером субстанцированного образа вот-вот вступят в борьбу друг с другом, будут забирать силы, паразитировать, отщипывать друг от друга по кусочку.
Этот сговор может привести к какому-то перекосу, катастрофе, тупику смыслов. Наверное, мне мешала та ударная волна, которую я получил от фильма корали фаржеа, и я не смог воспринять новую театральную работу без этого нагромождения, на самом деле, все как всегда - проще, изысканнее, ветреннее.