Национальный костюм марийцев рисунок. Национальный костюм
Национальный костюм марийцев рисунок. Национальный костюм
Марийский народный костюм – одно из самых ярких проявлений самобытной культуры этноса, был и остаётся символом этнической идентичности. В нём отражаются представления народа о поло-возрастных отличиях людей, красоте человеческого тела, личной гигиене, уюте, человеческой скромности, стремлении марийцев придерживаться принципа целесообразности в выборе средств жизнеобеспечения, а также о трудолюбии и мастерстве женщины-хозяйки. Способы и нормы ношения костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий, религиозных и эстетических установок народа. В то же время каждый человек стремился подчёркивать своей одеждой и манерой одеваться свою индивидуальность.
«Магические символы мари» — документальный фильм 1994 года из фондов Марийского телевидения . Обряды, вышивка, наряды, головные уборы и украшения – во всём этом кроется особый смысл. Какие значения заключают в себе поверья марийского народа?
Традиционный марийский костюм как мужской, так и женский состоял из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами. Женский костюм дополнялся шейными, грудными, поясничными украшениями ( шийдарман ), серьгами, кольцами, браслетами.
Традиционный костюм марийцы изготовляли сами из домашнего холста ( вынер ), чаще из конопляного, реже – льняного, сукна ( ыштыраш ) и полусукна ( межтореш, понитка ), выделанных шкур животных, шерсти.
Традиционная нательная рубаха ( тувыр, тогор ) имела туникообразный покрой. Перегнутое пополам полотнище холста составляло перед и спинку рубахи, к нему под прямым углом в ширину точи холста пришивали рукава, а под рукава к стану – боковины в виде прямоугольных полотнищ перегнутых продольно. В локальных группах марийцев рубаха различалась расположением разреза на груди. Старинные мужские рубахи части луговых (Уржумский уезд) и восточных (уральских) мари шили с правым асимметричным грудным разрезом. Левый грудной разрез имелся на рубахах небольшой части луговых марийцев Яранского уезда. Рубаха с центральным грудным разрезом бытовала среди горных, части луговых и восточных мари. Грудной разрез традиционной мужской рубахи скреплялся при помощи двух нитяных завязок ( мелгандыра ). Рубахи шили с подоплекой ( туп ) из посконного холста с ластовицами (олто, кыштек ). У горных мари ластовицы делали из кумача. Мужские рубахи в середине XIX в. были очень длинными, к началу XX в. они становятся значительно короче.
Марийский костюм женский. Марийский народный костюм. Марийская одежда
Народный костюм — одно из самых ярких проявлений культуры этноса, где отражаются представления о красоте и целесообразности. Формы костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий.
Марийский костюм, как мужской, так и женский, состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора, обуви. Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже — льняного, домашнего сукна (штраш) и полусукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка.
Мужская одежда марийцев подвергалась влиянию русского костюма, что было связано с большой подвижностью этой части населения, поскольку мужчины занимались кустарными и отхожими промыслами и быстрее воспринимали русскую и фабричную одежду. Однако в костюме марийцев-мужчин сохранились специфические черты, проявляющиеся в покрое, отделке, способе ношения тех или иных элементов костюма вплоть до 20—30 годов XX века.
Традиционная нательная рубаха (тувыр) имела туникообразный покрой. Перегнутое пополам полотнище составляло перед и спинку рубахи, к нему пришивали рукава под прямым углом в ширину точи холста, а под рукава к стану пришивали боковины в виде прямоугольных полотнищ, перегнутых по продольной нитке. У различных локальных групп марийцев рубаха различалась расположением разреза на груди. Старинные мужские рубахи части луговых (Уржумский уезд) и восточных (уральских) мари шили с правым асимметричным грудным разрезом. Левый грудной разрез был на рубахах небольшой части луговых марийцев Яранского уезда. Рубаха с центральным грудным разрезом бытовала среди горных, части луговых и восточных марийцев. Грудной разрез традиционной мужской рубахи скреплялся при помощи двух нитяных завязок. Рубахи шили с подоплекой (туп) из грубого посконного холста, с ластовицами (олто, кыштек). У горных мари ластовицы делали из кумача. Мужские рубахи в середине XIX века были длинными — ниже колен. Однако к началу XX века они становятся значительно короче — не достигают и середины бедра.
Марийский национальный костюм википедия. Шимакш
Марийки в головных уборах шимакш. Уржумский уезд. 1914 годШима́кш ( луговомар. шымакш (часто в русскоязычной литературе используется именно марийское написание); также луговомар. шыҥашовычо, ӓкӓй, калпак ) — старинный марийский головной убор замужних женщин. Является отличительным признаком «шымакшан марий», одной из территориально-этнографических групп марийцев .
Остроконечный каркасный головной убор на твёрдой основе. Предполагается, что шимакш является поздней формой более древнего марийского женского головного убора — шурки . Ранее подобую деталь одежды носили не только женщины, но и мужчины.
В основе головного убора прямоугольный кусок материи (55x20 см), верхний конец которой сшивался в виде конуса с острым концом. Для ношения шимакш делалась специальная причёска: волосы на голове собирались в один или два пучка, которые стягивались двумя косичками. Шимакш богато украшался вышивкой. На голове он закреплялся при помощи твёрдого берестяного или войлочного колпачка. Наиболее древний его вариант имел несколько иную форму. Он не имел жёсткого основания, состоял из прямоугольного куска материи, сшитой с одной стороны в виде башлыка. На самом конце убора имелась небольшая орнаментация вышивкой, состоящей из трех розеток. Подобный башлык закреплялся на шее при помощи нитяных завязок. Шимакш был преобладающим головным убором и среди восточных мариек . Традиция ношения шимакша была различна и заключалась в расположении остроконечной части убора на голове.