Традиции одежды в степи: как встречали кочевники
- Традиции одежды в степи: как встречали кочевники
- Связанные вопросы и ответы
- Какую роль играла одежда в обрядах встреч и праздников в степи
- Какие традиционные элементы одежды использовались для украшения нарядов на праздники
- Какие материалы предпочитали для пошива одежды в степи
- Какие цвета считались удачными для одежды на встречах в степи
- Каким образом различались мужская и женская одежда для встреч в степи
- В чем заключалась символика и узоры на одежде кочевников для особых случаев
Традиции одежды в степи: как встречали кочевники
Социальное неравенство, которое существовало в степи, отразилось и во внешнем облике. Например, у казахов была повседневная и парадная одежда. В зависимости от занимаемого статуса, она отличалась кроем, объемом, украшениями.
Групповой портрет мужчины и женщины в традиционных костюмах. Семипалатинская обл. 1879 год. Поляков И. С.
Состоятельным людям шили одежду из шелка, атласа, бархата и парчи. Костюмы дополнялись золотыми и серебряными вышивками, украшались бисером, жемчугом, камнями-самоцветами. Для одеяний простых людей использовали недорогие ткани: плис, ситец, бязь, нанку.
Одним из главных отличий костюмов зажиточных и простых казахов был его цвет. Чапаны для особых событий правящей элиты шились из бархата или кармазинного сукна в пурпурных, алых, терракотовых и малиновых цветах. Однако простой кочевник не имел ни денег приобретать такую одежду, ни тем более права появляться в ней на людях. Именно поэтому они надевали стеганую верхнюю одежду с подкладом из шерсти или ваты.
Де-Лазари Константин Николаевич. Портрет семьи казахов. Казахстан, Семиреченская губ. (Семиреченская обл., Лепсинский уезд). 1898 год
Как говорит Бахытгуль Нургожина, в XVIII-начале XIX веков мех черно-бурой лисицы был символом казахской правящих людей. Когда простой казах встречал в степи хана или султана, он спешивался, становился на правое колено и кланялся. Хан или султан в таких случаях в знак ответного приветствия клал свою правую руку на правое плечо путника. Так простой народ отдавал дань высокопоставленным людям.
В письменных источниках говорится, что Жангир хан питал особую страсть к красивой одежде. Современники описывают его то в чапанах — изумрудно-зеленом, фиолетовом, алом, — то в камзоле, а иногда и в форме офицера русской армии.
Многие среднеазиатские и российские правители дарили султанам и правителям халаты, сшитые из шелка по специальному образцу. Если купцы дарили мужчинам кинжал, они закрепляли его поверх одежды, стараясь подчеркнуть свой статус, а также надевали его по праздникам.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какую роль играла одежда в повседневной жизни людей, живущих в степи
Одежда для жителей степи имела огромное значение, ведь она помогала им защититься от жары днем и холода ночью. Кроме того, она служила как элемент украшения и выражения социального статуса в обществе. Уход за одеждой также был важной частью культуры и традиций народов степи.
2. Какие материалы использовались для шитья одежды в степи
В степи часто использовались натуральные материалы, такие как шерсть, хлопок, лен и шелк. Они были легкими и дышащими, что было особенно важно в жарком климате степи. Также для украшения одежды применялись вышивка, аппликация, бисер и драгоценные камни.
3. Какими элементами была характерна одежда номадов степи
Одежда номадов степи обычно была максимально функциональной и простой в исполнении. Она состояла из свободных мантий, объемных халатов, широких брюк и головных уборов. Часто встречались узоры и орнаменты, отражающие культуру и историю народа.
4. Как встречали важных гостей в степи по одежке
Встреча важных гостей в степи по одежке была особенно торжественной и внушительной. Хозяин и его семья надевали нарядные наряды, украшенные множеством узоров и драгоценностей. Гостей также одевали в национальные костюмы и уважительно встречали, выражая радость и почтение.
5. Какой смысл несли цвета одежды в степи
Цвета одежды в степи имели глубокий символический смысл. Например, красный цвет символизировал силу и страсть, синий – мудрость и спокойствие, зеленый – плодородие и родовитость. Выбор цвета одежды был важным и мог отражать традиции, верования и индивидуальные качества носителя.
6. Каким образом сохраняли и ухаживали за одеждой в степи
Сохранение и уход за одеждой в степи были важными навыками. Люди старались держать одежду в чистоте, проветривать и вытряхивать от пыли. При необходимости они производили починку или перешивали изношенные участки. Таким образом, одежда служила долго и хранила свою функциональность и красоту.
7. Какие элементы одежды использовались в повседневной жизни в степи
В повседневной жизни в степи люди носили простые и удобные элементы одежды, такие как халаты, платья, рубашки, брюки и головные уборы. Они были легкими, позволяли двигаться свободно и защищали от жары и ветра. Люди также носили различные аксессуары, украшения и пояса, подчеркивая свою индивидуальность.
8. Какие изменения произошли в традиционной одежде степных народов со временем
Со временем традиционная одежда степных народов претерпела изменения под влиянием современности и глобализации. Некоторые элементы стали менее популярными или уступили место новым моделям и тканям. Однако основные черты традиционной одежды все еще сохраняются и передаются из поколения в поколение, сохраняя историю и культуру народа.
Какую роль играла одежда в обрядах встреч и праздников в степи
Для большинства из нас слово «хунну» ассоциируется с кочевниками-«гунну», набеги которых наводили ужас на Древний Рим. Хунну действительно имеют «генетическое родство» с гуннами; об этом легендарном, давно исчезнувшем народе, создателе первой в мире кочевой империи, известно в основном из старинных хроник его великого соседа – китайской империи Хань. Источником важной информации по истории и культуре не только хунну, но и всех древних цивилизаций Центральной Азии, Китая и Ближнего Востока стали курганы в горах Ноин-Ула на севере Монголии, где около 2 тыс. лет назад были погребены знатные представители этого кочевого народа.
Какие традиционные элементы одежды использовались для украшения нарядов на праздники
Сегодня в Швеции и Германии есть обычай надевать национальную одежду даже на праздники, которые никак не связаны с обычаями предков. В нашем скоростном ритме жизни такие дни, наполненные радостью и уважением, дают человеку ощущение защищённости и сопричастности к вековым традициям.
У России очень богатая история русского национального костюма, есть семьи, в которых ещё хранятся бабушкины вышивки. На старых прабабушкиных фотографиях одежда ещё хранит отпечаток традиции предков.
Русский национальный костюм
Национальный костюм любой страны отражает природные условия местности, отношение к семейным ценностям и основные виды занятости людей. Рассмотрим из чего состояла женская и мужская одежда, и их названия с подробным описанием и фото.
Важно! Русский национальный костюм различался по местности проживания, семейному положению, были комплекты для повседневного ношения и праздничная одежда.
Различают два типа национального комплекта Руси:
- северных областей;
- южных.
В Центральной части России надевали одежду сходную с северным костюмом. В то время одежде присутствует многослойность, много типов верхней одежды.
История русского национального костюма
В известном нам виде национальный костюм сформировался в Древней Руси примерно в седьмом веке. На протяжении последующих веков он мало менялся.
У русских основным видом деятельности было земледелие, много праздников и обычаев связано со сбором урожая пшеницы. Одежда тоже отражала основное занятие крестьян. Покрой, обычай подвязываться был направлен на то, чтобы костюм был удобным в работе на поле.
Интересно! До правления Петра I национальный костюм в России носили все сословия, только для знати использовались дорогие материалы и больше украшений. В 1699 году указом Петра I было запрещено ношение национального костюма, исключение было сделано для крестьянского сословия, жителям деревень разрешалось продолжать носить свою привычную одежду. Была введена пошлина на бороду и русский костюм со всех въезжающих в город.
Элементы русского народного костюма
По назначению одежда разделялась на повседневную, рабочую и праздничную. Праздничная одежда богато декорировалась, на повседневной тоже была вышивка, рабочая самая простая, изготавливалась из прочных материалов.
Справка! Рубаха для жатвы украшалась вышивкой так же как праздничная, в этом было выражено отношение крестьян к сбору урожая.
Вся верхняя одежда русского национального костюма была двух типов:
- распашная одежда, застёгивалась впереди на пуговицы или крючки;
- накидная, одевалась через голову.
Из чего состоит женский костюм?
Женский национальный костюм гораздо красивее и интереснее мужского.
Основные части комплектов пришли из Древней Руси. В женском национальном костюме заложены представления того времени о женской красоте и семейных ценностях.
Силуэт прямой или расширенный вниз, подчеркивать фигуру было не принято, для национального комплекта характерна многослойность.
Женский костюм различают по назначению:
- повседневная одежда изготавливалась из хлопка, льна и шерстяной ткани, включала в себя до семи предметов;
- в пошиве нарядной одежды использовались бархат, парча, хорошего качества шерсть. Праздничный женский комплект одежды мог состоять из двадцати предметов. Такие вещи стояли дорого, тщательно украшались, одевали по особым праздникам и в церковь. Нарядные комплекты хранили в сундуках, лучшее передавали по наследству.
Сарафанный комплект
Основой северорусского костюма служила рубаха, её шили из льняной и хлопковой ткани. Низ рубахи, рукава и горловина украшались вышивкой. Вышивка была скромнее для повседневной рубахи, а праздничная рубаха обильно украшалась вышитыми мотивами.
На рубаху надевали сарафан. Сарафан – одна из характерных деталей русского национального комплекта. В переводе с иранского означает «одетый полностью». Поверх сарафана подпоясывались красивым поясом и передником. Носили на Руси распашной сарафан с вышивкой по краю полы и застёжкой на пуговицы.
«Круглый» сарафан не имел застёжки, иначе его называли «прямой» и появился он гораздо позже распашного.
Поверх сарафана в праздничном костюме крестьянки, одевалась нарядная душегрея. В верхней части она была собрана в мелкие складочки, к низу была широкой. Длина едва прикрывала талию. Шилась такая душегрея из дорогих тканей, парчи и бархата.
Зимний сарафан был из сукна, поверх одевалась тёплая душегрея, шубея, опашинь или телогрея. Тёплая душегрея простёгивалась ватой и украшалась меховой оторочкой. Дополняли наряд тёплые шерстяные чулки, шаль и тёплый головной убор.
Поневный комплект
Поневный комплект считается более старым, носили его в южных областях России .
Состоит такой комплект из длинной холщёвой рубахи и поневы.
Какие материалы предпочитали для пошива одежды в степи
Тема: «Народы гор и степей»
Цель урока: Показать разнообразие нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях.
Задачи: 1. Дать представление о культуре жителей гор и степей;
2. Раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья - юрты;
3. Развивать творческие и графические навыки;
4.Воспитывать уважение к культуре других народов;
МТО: презентация по теме урока; для учащихся краски, кисти, палитра, географическая карта мира.
Методы ведения урока : рассказ – объяснение; демонстрация трудового приема работы с красками
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
1. Организационный момент.
Размышления у глобуса
(отрывок)
Верчу рукою глобус на столе,
Разглядываю страны и границы:
У толстяка на голубом челе
Палитра многоцветная искрится.
Что ни оттенок цвета, то народ;
Что ни страна, то новая окраска…
С материка на материк ползёт
И по морям плывёт моя указка.
(Д. Содномдорж)
-Мы продолжаем наше путешествие по странам мира.
2. Актуализация знаний.
- С какой страны началось ваше знакомство с искусством разных стран мира ?
- Как еще называют Японию?
- Почему с ней связан образ восходящего солнца?
3.Беседа по теме урока.
Вы уже знаете, что природа нашей планеты разнообразна, как и условия жизни разных народов. Люди научились жить и в горах, и в низинах, и среди снегов, и среди раскаленных песков. И, всегда приспосабливаясь к природе, люди с замечательной изобретательностью строят свой человеческий мир.
-Что необходимо человеку для существования? (жилье,дом)
Всюду где бы не жил человек, ему необходимо жилище. Каким быть дому, зависит от жары или холода и от природных материалов, которыми можно воспользоваться.
-А сейчас отгадайте загадки:
- О какой природной зоне идет речь?
На все стороны путь;
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор! (степь)
Каменные великаны
Белоснежные шапки надели ( горы)
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
- Сформулируйте тему урока.
Посмотрите на географическую карту мира. Вы видите, что регионы мира раскрашены разными цветами. Что означает каждый цвет?( Белые поля означают, что в этих местах постоянно лежит снег. Желтым цветом обозначают пустыни, зеленым- леса, коричневым-горы.) В каждом из этих регионов свой климат, свои особенности природы. И почти везде обитают люди. Конечно, из-за разных природных условий им приходится приспосабливаться к среде обитания. От того, где людям приходится жить, зависит, как выглядит их жилище , одежда, внешний облик.
Какие цвета считались удачными для одежды на встречах в степи
Пазырецкие курганы находятся на российской части Алтая, но 2500 лет назад границ еще не придумали, и там очень часто кочевали племена с нынешней территории Казахстана.
Уникальность Пазырецких курганов в том, что они оказались чудесным образом законсервированы. Захоронения располагались в таком месте, где под слоем почвы образовалась гигантская линза из льда. Из-за особенностей почвы лёд не таял даже в сильную жару. Со временем толща замерзшей воды окутала захоронения и превратилось в капсулу с ценным содержимым. К останкам погребенных и вещам. которые родственники покойных положили в могилу, 2500 лет ничто не могло подобраться. Низкая температура спасала захоронения от гнилостных микробов и бактерий, а ледяная корка, вперемешку с камушками и глиной, защищала покойных от зверей и насекомых. Корка была настолько прочной, что даже расхитители могил не смогли с ней справиться. О Пазырецких курганах науке было известно как минимум с 1865 года, когда их описал этнограф Василий Радлов, но проводить там раскопки стало возможно только относительно недавно, с появлением новых технологий.
Буквально каждая мелочь в кургане стала сенсацией, способной перевернуть старые представления о быте кочевников. Особенно археологов поразили вещи очень тонкой работы.
Например, женские рубахи и нарядные сумки были сшиты очень аккуратно, по два-три стежка на миллиметр. Такой результат может дать не каждая современная швейная машинка. Вышивка тоже поражала кропотливостью работы.
![Традиции одежды в степи: как встречали кочевники 12 Традиции одежды в степи: как встречали кочевники 12](https://pricheska-makiyazh.ru-best.com/sites/default/files/i/pricheska-makiyazh.ru-best.com/8424/1-3/177f41ff9d10.jpg)
Так выглядела праздничная одежда кочевых племен
Первый вывод при взгляде на эти вещи был очевиден – изящная одежда у кочевников была, а не могли найти её по простой причине: в курганах подобное сгнивало уже за пару лет. У какого предмета одежды в наши дни есть шанс продержаться в подвале хотя бы сотню лет? У кирзовых сапог или у элегантного шарфика из чистого кашемира?
Каким образом различались мужская и женская одежда для встреч в степи
Появляются бренды, которые создают одежду и украшения для тех, кто хочет всем своим видом показать, что он - казах. Однако порой можно встретить ошибки, возникающие от незнания элементарных вещей. Например, на футболке могут напечатать узор, который должен использоваться только для украшения ковров, а на мужском чапане вышить орнамент, которым обычно украшали платья молодых девушек.
Редакциярассказывает, что означают и как должны использоваться некоторые популярные казахские орнаменты.
Алькей Маргулан пишет, что у каждого узора есть свое значение. Раньше каждый казах знал эти значения и читал чужой наряд, как открытую книгу, с помощью орнаментов легко понимая, кто этот человек, откуда, к какому роду принадлежит, какой у него семейный статус, надолго ли уехал из дома и т.д.
Орнамент зачастую имел сакральное значение и был призван сделать жизнь лучше не только в эстетическом плане. Узоры на одежде должны были защитить владельца от болезней и злых духов, принести ему удачу и облегчить дальний путь. Отделка юрт защищала всю семью, приманивала богатство и счастье.
Были даже люди, которые специализировались именно на том, чтобы досконально изучить все значения орнамента. Их так и называли - оюшы.
Самый популярный мотив в виде бараньих рогов - қошқар мүйіз - использовался повсеместно и означал благополучие. Все потому, что скот всегда был основой жизни для кочевников, и мощные бараньи рога означали здоровые большие стада. Так что этот узор приманивал богатство и здоровье, а на одежде означал пожелание быть сильным и добрым.
Одежда
След верблюда - түйетабан - наносился на чапан мужчины, который надолго уезжал из дома, чтобы путешествие прошло удачно, а возвращение было легким и быстрым. Его использовали также для отделки седел, упряжи, походных сумок и других вещей, которые использовались в дороге.
Многочисленные узоры, изображающие следы разных животных, от мыши до верблюда, никогда не использовались в украшении головных уборов .
На одежде творческих людей - акынов, поэтов, музыкантов - часто можно было найти узоры, связанные с птицами, например кұстаңдай, чтобы голос человека был таким же приятным и звонким, как у певчей птицы.
Птицы также олицетворяли легкость и свободу, поэтому ими часто украшали одежду молодых людей, не вступивших в брак. Например, на одежде девочек, помимо многочисленных растительных мотивов, можно было встретить изображения ласточек.
У мальчиков среди прочих узоров, вдохновленных животными, можно было увидеть беркутов. Тюбетейки малышей украшали узором жылан или ж ыланбас , то есть "змея" или голова змеи". Это был оберег, призванный защитить ребенка от сглаза.
На саукеле и тюбетейках девушек можно было увидеть тәжі гүл - цветок-корону. Он показывал, что к каждой девушке нужно относиться как к царственной особе.
Для украшения мужских штанов использовался узор тобылга гул - цветы таволги. Возможно, дело в том, что у таволги очень прочные прутья, и человеку таким образом желали быть таким же крепким.
Предметы интерьера
Сюда относятся ковры, корпе, мебель и другие вещи, которые находились в юрте. Очень популярными узорами были орнаменты, связанные с собаками, потому что они были призваны "охранять" дом от бед и несчастий. Это, например, ит ізі - след собаки, кушік ізі - след щенка, ит құйрық - собачий хвост. Предметы с такими узорами обычно находились у входа в жилище.
![Традиции одежды в степи: как встречали кочевники 13 Традиции одежды в степи: как встречали кочевники 13](https://pricheska-makiyazh.ru-best.com/sites/default/files/i/pricheska-makiyazh.ru-best.com/8424/1-3/de3c2b6cca2a.jpg)
Знак бес танба означал четыре стороны светы и считался довольно сильным оберегом, поэтому также встречался очень часто.
Мастера также часто использовали узоры, которые напоминают о пейзажах: арна гул - речные долины, холмы - тобе, арыки и т.д. Их использовали и в архитектурном декоре. Популярность тех или иных орнаментов зависела от местности, в которой кочевал аул мастера. Например, в более засушлливых районах чаще использовали водные мотивы, чтобы аул не страдал от нехватки влаги.
Украшения
Символы в украшениях обычно должны были усилить достоинства своего владельца.
Например, вещь с орнаментом бори кулак - волчьи уши - была призвана сделать хозяина смелее и внимательнее, а украшение со стилизованным кобызом подчеркивало музыкальный талант.
В чем заключалась символика и узоры на одежде кочевников для особых случаев
Дальнейшая информация о войлочном производстве в Центральной Азии подтверждается преимущественно письменными источниками. Так, имеются свидетельства, что в позднеантичном Тохаристане (III–V вв. н.э.) изготавливались узорные войлоки, украшенные золотыми нитями, которые посылались в Китай в качестве дани (цит. по Царева Е., указ. ист., с. 246). В средние века производство войлоков, согласно трудам аль-Мукаддаси (X в.) и Низам ал-Мулька (XI в.), существовало во многих городах региона: в Самарканде даже была улица валяльщиков войлока (Камолиддин Ш., указ. источник, с. 72).
Лариса Кулакова, зав. сектором Центральной Азии Государственного Эрмитажа, обнаружила изображения ковров с характерными для среднеазиатских войлоков криволинейными узорами на европейских гобеленах («Некоторые орнаменты на бухарских палатках. Поиск аналогий»). Сам по себе факт удивительный, означающий, что средневековые войлочные ковры считались предметами роскоши и были востребованы при дворах европейской знати.
К периоду позднего средневековья городское производство войлоков уже не фиксируется. Как вид домашнего рукоделия и ремесла, войлоковаляние сосредотачивается в руках полуоседлых скотоводов, составлявших значительную часть населения.
Ныне традиции этого вида прикладного искусства продолжают наследники культуры Великой степи – казахи, кыргызы, туркмены, узбеки, каракалпаки. В каждой республике войлоковаляние, при известной общности традиции, имеет собственные отличительные черты.