Отравляющий макияж дам Xviii века.
Быт_кружевных_времен.
Сеть солнечных волос, и ротик алый -.
Цветок благоухающих полей, и шея, та, которой нет белей, и эти очи - светлые опалы, и нежный лоб, и губы как кораллы, и руки, словно крылья лебедей, (Пьер ронсар, Франция).
На какие же ухищрения шли дамы раньше, до того как здоровый образ жизни и естественная красота вошли в моду?
Лица отбеливали с помощью солей свинца, ядовитыми свинцовыми белилами. Румяна содержали ртуть, а сейчас ведь и школьник знает, что серебристые капельки в градуснике ядовиты. А пигментные пятна цианистым калием удалялись. Сулема - известнейший яд - использовался для жидкости, которая делала кожу мягкой. Мышьяковистый ангидрид пили, чтоб вызвать эффект здорового на взгляд тела, а перед этим предусмотрительно употребляли мышьяк в малых дозах, чтоб организм привык к отравляющему веществу.
Не зря современные ученые в костях известных женщин прошлых веков находят яды в дозах, превышающих нормы в 30 и более раз.
Восемнадцатый (галантный) век - это время изысканных манер и чувственности, пьянящих ароматов духов и фантастической красоты платьев, напудренных париков и невероятных причёсок, поражающих воображение своей роскошью балов и бесконечного флирта. Наряды и причёски дам того периода отличались особенной пышностью и размерами.
А главной особенностью макияжа являлась фарфоровая, граничащая с болезненной, белизна кожи. Макияж носил не только декоративный характер, по сути он был частью светского гардероба. В обществе не допускалось появление без грима.
1. средство первое. Пудра.
В Xviii веке дама должна была быть как кукла. Ротик и щечки алые. Кожа белая - белая и прозрачная. Для того, чтобы добиться такой белизны, дамы покрывали своё лицо неимоверным количеством белил и пудры. Для усиления эффекта прелестницы шли на особую хитрость - прорисовывали на висках голубые вены. Пудра имела разные оттенки, помимо белого, серый, розовый и даже голубой.
Изготавливали пудру из обычной хлебопекарной муки. В Xvii веке стала модной рисовая пудра, в которой вредных добавок было от трети до половины. Ей осыпали все открытые части тела, и волосы заодно. И не только женские. Но и мужские. И не только волосы, но и парики.
Даже особые шкафы для напудривания появились. Чтоб не разбазаривать по всему дому, так сказать, мелкую белую красоту. Таким образом, если модник был из не такого богатого дома, чтоб позволить "Пудрильную Комнату" или шкаф, то можно было просто просунуть лицо за портьеру.
А в парикмахерской, чтоб не задохнуться - перед лицом держали маску в виде рупора с прорезями для воздуха.
Мелкий рисовый крахмал плохо держался на коже, поэтому аптекари и мастера красоты добавляли туда для вязкости свинец и соль висмута с мышьяком.
Врачи уже связывали отравления свинцом и присутствие свинца в белилах, хотя и не в полном объеме, списывая рези в животе и плохое самочувствие на "Нехорошую еду". Но тем не менее советовали для снятия вредных воздействий - противоядия, например маску из корней спаржи и молока. Намочив мякиш хлеба - ее клали на лицо. Но церусса (свинцовые белила) и остальные вредные ингредиенты пудры медленно делали свое дело - отбеливая лица снаружи и потихоньку отравляя модный бомонд изнутри.
2. средство второе - румяна.
Чем же можно было подчеркнуть "Фарфоровую" кожу?
Кстати, мода на прозрачный тонкий фарфор на столе и фарфоровую кожу у модниц усилилась в одно время. Европейские мастера фарфоровых дел упорно работали над созданием собственного фарфора и в начале Xviii века достигли успеха. А дамы колдовали над тонкостью и прозрачностью кожи. И помогали им в этом - румяна.
В составе румян того время химики сейчас находят киноварь. Взаимодействуя с потом она весьма опасной для здоровья делается. Но более того! Киноварь для удешевления румян заменялась на свинцовый сурик. После такого - добавление в жидкие румяна того времени тоже не очень полезных квасцов и щавелевой кислоты выглядит даже уместным.
Итак, одним из главных условий макияжа того периода являлись румяна ярко-розового цвета. Одним из модных тогда оттенков был назван в честь любимицы французского короля мадам помпадур - оттенок "Розовый Помпадур".
Ресницы и брови густо красили специальной чёрной краской, а губы - красной помадой. Каждый элемент макияжа того периода имел своей целью усиливать эффект белой кожи. Ярмарки монет и антиквариата.